«Федеральные государственные
образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными
учреждениями.
«Основные 4
направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания
дошкольного образования:
социально-личностное,
познавательно-речевое,
физическое,
художественно-эстетическое
развитие.
10 образовательных областей
«Образовательная область» –
структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая
адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
Образовательные области,
выделенные в ФГТ:
здоровье,
физическая культура,
социализация,
труд,
безопасность,
чтение художественной
литературы,
коммуникация,
познание,
музыка,
художественное творчество.
Наряду с традиционными
областями, в ФГТ представлены
нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна.
Например, область
«Безопасность» уже в течение многих лет
реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе
традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию лепку, рисование,
художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не
только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и
речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи,
грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков
общения.
В новых ФГТ использована наиболее
современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная
область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой
образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические
задачи психолого-педагогической работы.
ФГТ устанавливают
принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных
общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа
интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу
предметному принципу. (основополагающий принцип – интеграции образовательных
областей)
В современной практике
дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно
разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.
Возникает вопрос: что
меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ?
Для системы дошкольного
образования установлены Федеральные государственные требования, а не
Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и
утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные
области и основные задачи образовательных областей.
Изменения такого рода
предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного
процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные
формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как
форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это
ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается,
познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между
взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом, игра выступает
как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все
образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную
деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на
отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых
особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и
вносит в содержание программ необходимые изменения.
Занятия в ФГТ прописаны
только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут
проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть
приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны
решаться и в ходе режимных моментов, в
совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в
самостоятельной деятельности детей и в
совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная
деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
Особенности образовательного
процесса в соответствии с ФГТ Согласно теории Л.С. Выготского и его
последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно
развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и
обладают соответствующим содержанием.
В ФГТ содержится указание на
то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для
ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная,
познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной
литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.
Специфика дошкольного
образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс
обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под
словом других Эльконин имеет в виду не учебной).
Схема развития любого вида
деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со
взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится
самодеятельностью.
ФГТ требуют от практиков
решать образовательные задачи в процессе:
Совместной деятельности
ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно
образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских
видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
Выделены признаки совместной
деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и
партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность
свободного размещения, перемещения и общения детей).
Одно из требований программы
- построение образовательного процесса
на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В тексте ФГТ не употребляется
слово занятие. Этот термин отсутствует,
чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в
процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной
деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие.
Конечно, занятие в детском
саду не отменяется, но в него следует
вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.
Скоролупова и Федина,
разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми,
соответствующие условно каждому виду деятельности:
Двигательная
· Подвижные дидактические игры
· Подвижные игры с правилами
· Игровые упражнения
· Соревнования
Игровая
· Сюжетные игры
· Игры с правилами
Продуктивная
· Мастерская по изготовлению продуктов
детского творчества
· Реализация проектов
Коммуникативная
· Беседа ситуативный разговор
· Речевая ситуация
· Составление отгадывание загадок
· Сюжетные игры
· Игры с правилами
Трудовая
· Совместные действия
· Дежурство
· Поручение
· Реализация проекта
Познавательно-исследовательская
· Наблюдение
· Экскурсии
· Решение проблемных ситуаций
· Экспериментирование
· Коллекционирование
· Моделирование
· Реализация проекта
· Игры с правилами
Музыкально-художественная
· Слушание
· Исполнение
· Импровизация
· Экспериментирование
· Музыкально-дидактические игры
Чтение художественной
литературы
· Чтение
· Обсуждение
· Разучивание
Малоизученным и очень
актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и
конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается
частично.
Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании
направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного
возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное,
качественное образование.
«Самостоятельная деятельность детей» – одна из
основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного
возраста:
1) свободная деятельность
воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей
образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему
взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная
воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие
других людей, помощь другим в быту и др.).
«Совместная деятельность
взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса
детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников
образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных
задач на одном пространстве и в одно и
то же время. Отличается наличием партнерской
(равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации
(возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе
образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и
фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Различают:
непосредственно
образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности
взрослого и детей;
совместную деятельность
взрослого и детей, осуществляемую в ходе
режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
совместную деятельность
взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на
осуществление функций присмотра и (или) ухода. |